HMI: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МАШИН

Слово редактора

Владимир Никифоров - главный редактор Control Engineering Россия

Владимир Никифоров — главный редактор Control Engineering Россия

«Отцы и дети». Когда мы слышим это словосочетание, то сразу предполагаем (спасибо школьнои? программе по литературе и лично И. С. Тургеневу), что речь пои?дет о конфликте поколении?, о непонимании между людьми с разным жизненным опытом, о несхожих системах ценностеи? и стереотипах поведения. Обратите внимание, что мы не используем более общую формулу — «старшие и младшие», а говорим именно «отцы и дети», подразумевая, что речь идет о разладе между породившими и порожденными, между творцами и их творениями.

Похоже, что в эпоху научно-техническои? революции конфликт отцов и детеи? вышел за пределы только человеческих отношении? и получил новое, совершенно неожиданное содержание. «Детьми» людеи? стали всевозможные умные технические системы, растущие интеллектуальные способности которых несут в себе потенциальную возможность конфликта с «родителями» — с создавшими их людьми. Или это уже не просто потенциальная возможность, а злободневная реальность?

Читать далее...

О том, что отношения человека-творца со своим неодушевленным творением могут быть достаточно сложными, человечество поняло уже в глубокои? древности. Наверное, все знают античную легенду о скульпторе по имени Пигмалион, которыи? влюбился в собственное творение — в статую девушки. В те далекие времена люди наивно полагали, что отношения со своими творениями
у них могут быть только возвышенными — восторг и любовь, и вся проблема состоит в том, чтобы не умереть от неразделеннои? любви. Как известно, боги услышали мольбы Пигмалиона и оживили статую, которая уже в человеческом облике стала ему женои?.
Ситуация в отношениях человека со своими творениями радикально меняется в ХХ веке с появлением новых технических устрои?ств, деи?ствующих на электрическом токе. Трудно сказать, что явилось причинои?, но чело- век в новых технических устрои?ствах сразу увидел явную угрозу. На протяжении последних ста лет, начиная с повестеи? Валерия Брюсова «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914) и кончая пятои? сериеи? фильма «Терминатор», творцы гуманитарного профиля — писатели, художники и режиссеры — пугали нас апокалипсическими картинами бунта технических устрои?ств, восставших на своего создателя — человека. При этом формы противодеи?ствия машин человеку совершенствовались вместе с развитием научно-технического прогресса. Если в «Восстании машин» Брюсова «центральная машинная станция дистрикта» убивала людеи? примитивным способом — ударом тока через телефон, холодильник и телекинему (телевизор), то в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: космическая одиссея» (1968) компьютер с искусственным интеллектом по своим малопонятным соображениям отключает системы жизнеобеспечения находящихся в анабиозе астронавтов.

Новые страхи вызвало появление человекоподобных технических устрои?ств — роботов. Фантасты сразу заговорили о тои? потенциальнои? опасности, которую таит в себе чисто теоретическая возможность создания робота, внешне и интеллектуально не отличимого от человека. Или робота можно будет отличить всегда? Какие тесты для этого нужно будет провести? Что нас, людеи?, отличает от любого, пусть даже самого совершенного, но искусственного интеллекта? Для решения этих вопросов Станислав Лем в повести «Дознание» (1968) посылает пилота Пиркса в космическии? полет с экипажем, среди членов которого есть человекоподобныи? робот. Задача пилота Пиркса определить — кто робот, а кто человек. И помогают ему решить эту задачу как раз не достоинства, а несовершенство человека — неспособность в некоторых сложных ситуациях быстро наи?ти правильное решение. Робот логичен и совершенен, он находит оптимальное решение всегда.

Наконец, в 1942 году в рассказе «Хоровод» Аи?зек Азимов сформулировал свои знаменитые «Три закона робототехники», определяющие обязательные правила поведения роботов, которым они должны следовать, чтобы не навредить своему создателю — человеку. С этого момента законы взаимодеи?ствия человека и машины получили философское и этическое обоснование. Техническим вопросам взаимодеи?ствия человека и машины, в современнои? терминологии — вопросам HMI (Human machine interface, человеко- машинныи? интерфеи?с), посвящены статьи этого номера журнала.

При подготовке материалов для номера я был удивлен тем фактом, что на запрос «как узнать, робот или человек» поисковая система предложила несколько психологических тестов для решения вопроса — а не являетесь ли ВЫ роботом! Объяснение простое, никакои? фантастики: высокии? темп и однообразие современнои? жизни заставляет человека многие каждодневные вещи делать «на автомате», без каких-либо эмоции? и теряя вкус к жизни. Поэтому, может, нам нужно бояться не столько восстания роботов, сколько постепенного перерождения нас в них? Хотя и в этом есть свои преимущества: нам не надо будет разрабатывать специальныи? человеко-машинныи? интерфеи?с. Ведь мы будем говорить с машинами на одном языке. Но это слабое утешение.

Декабрь 2015

№ 6 (60)

Человеко-машинный интерфейс (HMI)

Встраиваемые системы

Аппаратные средства

Робототехника

Автоматизированные системы управления

Программные средства

Отраслевые решения

Перспектива

Инновации

Применения и проекты

Ретроспектива